Перспективы использования биотоплива в России
Нужно ли России биотопливо?
Если вам довелось не так давно путешествовать по Европе или США на автомобиле, то, скорее всего, от вашего внимания не ускользнуло большое количество бензоколонок, на которых теперь можно заправить свой автомобиль биотопливом. И если каких-то лет двадцать назад казалось, что никакой альтернативы нефти нет и не будет, то теперь ситуация начинает меняться. Что означает эта тенденция для России и стоит ли нам развивать это направление - на этот вопрос мы постараемся ответить.
Начиная с 2003 года, в мире наблюдалась устойчивая тенденция по росту производства и потребления биотоплива. Основной причиной этому послужила щедрая поддержка индустрии со стороны правительств США и Европы, а основными предпосылками стали рост цен на нефть, идеи энергетической безопасности, стремление к уменьшению выбросов парниковых газов. В США наибольшую популярность приобрел топливный этанол, получаемый в основном из кукурузы и используемый как вместо бензина, так и в смеси с ним. Следует отметить тот факт, что если содержание этанола в смеси не превышает 10%, то двигатель внутреннего сгорания не нуждается в переделке. В Европейских странах большее развитие получил биодизель, сырьем для которого служат различные масла - рапсовое, пальмовое, подсолнечное - и который может применяться как вместо дизельного топлива, так и в смеси с ним. По аналогии с этанолом смеси с низким содержанием биодизеля не требуют внесения изменений в конструкцию двигателя.
Щедрая поддержка со стороны государств США и Западной Европы привели к безудержному росту мощностей по производству биоэтанола и биодизеля в этих странах. Так, только за последние три года производственная мощность этих производств увеличилась примерно в 3-4 раза. Вместе с тем это увеличение сопровождалось ростом цен на продовольствие, что дало повод многим политикам обвинить биотопливную индустрию в раздувании цен на продовольственные товары. Хотя в настоящее время существует множество исследований (New Energy Finance: 'Food price increases: Is it fair to blame biofuels?'), показывающих, что этот скачок цен был во многом обусловлен увеличением населения в развивающихся странах и повышением их уровня жизни, биотопливная индустрия не смогла отстоять свои интересы в глазах общества, поэтому интерес к ней постепенно стал угасать.
Зато повышенным вниманием стало пользоваться биотопливо второго поколения - топливо, получаемое, например, из соломы или отходов древесного производства, то есть не конкурирующее за землю с пищевыми отраслями и имеющую низкую или даже отрицательную стоимость сырья. В настоящее время производство биотоплива второго поколения находится в зачаточном состоянии и реализуется только в нескольких пилотных проектах, по различным оценкам до коммерческого производства осталось от 2 до 3 лет. Проблемой здесь является пока еще высокая стоимость переработки биомассы, и еще не до конца ясно, какая технология окажется наилучшей: газификация, кислотный или ферментный гидролиз - хотя последний способ считается наиболее перспективным.
Интересными направлениями здесь также являются получение биобутанола и выращивание алгае. Биобутанол обладает более высокой энергоемкостью, чем биоэтанол, а также в отличие от последнего позволяет использовать существующую инфраструктуру для его транспортировки. О намерениях создать производство биобутанола объявили корпорации BP и DuPont. Алгае же представляют собой простейшие водоросли, которые активно размножаются и увеличивают свою биомассу при потреблении углекислого газа и воздействии солнечного света. Путем несложной переработки из алгае получается биодизель.
Модные западные веяния не обошли стороной и Россию. В течение 2007 и 2008 года было заявлено порядка десяти проектов по производству биодизеля и биоэтанола. Будучи на посту председателя правительства, о необходимости поддержки этой отрасли заявлял Зубков. Но в отличие от западных стран Россия обладает огромными резервами углеводородов и еще долгое время будет оставаться основным поставщиком энергетических ресурсов в мире. Так нужно ли России производство биоэтанола и биодизеля?
Что имеем.
На Россию приходится около 9% земель в мире, пригодных для выращивания сельскохозяйственных культур. Большая часть из этих земель не используется, что означает наличие огромного потенциала по производству биотоплива в нашей стране. Тем не менее, на фоне западных стран активность в этой сфере у нас практически стремится к нулю, что объясняется, прежде всего, наличием больших запасов традиционных источников энергии и административными барьерами.
Например, выращивание культур для биотоплива подпадает под юрисдикцию министерства сельского хозяйства РФ, а получение топливного этанола из них подпадает под контроль не только этого министерства, но и местных администраций. Самым же главным препятствием для развития биоэтанола является то, что он, как и алкогольная продукция, облагается акцизом в 25 рублей на литр, то есть только размер этого акциза уже превышает себестоимость бензина. В марте этого года правительство Зубкова пообещало широкую поддержку этанольному бизнесу и поставило амбициозную цель по выпуску 2.5 млрд литров этанола в год, но никаких реальных законопроектов в этом направлении принято не было. Отсутствие ясности и четких перспектив развития отрасли не вызвало большого оптимизма со стороны инвесторов, и потому на сегодняшний день в России работает только одно производство, выпускающее небольшие партии биоэтанола.
Что касается биодизеля, то на сегодняшний день в России не работает ни один завод по выпуску этого биотоплива, хотя в прессе можно найти большое количество заявлений о старте биодизельных проектов. Потенциальным сырьем для них в нашей стране является подсолнечное, рапсовое и соевое масло. Производство подсолнечного масла в России в несколько раз превышает внутреннее потребление, и, казалось бы, оно должно быть наиболее интересным для производителей биодизеля. Однако серьезным препятствием здесь являются высокие цены на подсолнечное масло, которые делают его переработку в биодизель практически бессмысленной. Большинство проектов в качестве сырья собирается использовать рапс: согласно оценкам Российской биотопливной ассоциации производство рапса в стране должно утроиться в ближайшее время и достигнуть 3.5 миллионов тонн в год благодаря увеличению площади посадки рапса на 1.1 миллион гектар в следующие три года. Основная цель этого увеличения - производство и экспорт биодизеля в Европу. Однако, уже начиная с 2015 года, рапсовый биодизель не будет удовлетворять европейским стандартам по снижению выбросов углекислого газа, и скорее всего российским производителям придется искать новые рынки для сбыта своей продукции. Если учесть то, что строительство биодизельного производства занимает 1-2 года, а средний срок окупаемости 7-8 лет, то проекты, которые сейчас находятся на стадии планирования, сталкиваются с серьезными рисками потери продаж через 3-4 года после ввода в эксплуатацию, поэтому вероятность увидеть рост этого сектора близка к нулю.
А что же с биотопливом второго поколения?
В принципе можно догадаться, что если в России нет никакой реальной активности с биотопливом первого поколения, то со вторым дела обстоят еще хуже. Стоит лишь отметить, что не так давно Ростехнологии купили Тулунский гидролизный завод и собираются производить на нем топливный этанол из отходов деревообработки. Также заявлено о намерении купить еще порядка 20-30 гидролизных заводов с той же целью. Не сомневаемся, что государственной корпорации удастся пролоббировать отмену акциза на этанол и возможно добиться хороших преференций, но ключевым вопросом будет себестоимость продукта, полученного таким способом на старом оборудовании. На Западе уже лет пять идет активный исследовательский процесс и были достигнуты хорошие результаты по улучшению себестоимости с помощью самых современных технологий, тем не менее, до коммерческого производства дело пока не дошло. Поэтому многие специалисты сомневаются в целесообразности этих инвестиций со стороны Ростехнологий.
Получается, что биотопливная отрасль в России находится в зачаточном состоянии, и шансов на ее рост при прочих равных практически нет. Для того чтобы привлечь инвесторов, государство должно не только декларировать свой интерес к отрасли, но и принять соответствующие законы по ее поддержке и развитию, основываясь на опыте своих западных соседей. Тут правда встает вопрос - а нужно ли нам все это?
Биотопливо - стоит ли овчинка выделки?
Если взглянуть на историю биотопливной индустрии в мировом масштабе за последние несколько лет, то окажется, что наиболее здоровой она была в период низких цен на продовольствие и относительно высоких - на нефть. В 2007 и 2008 годах ситуация резко поменялась, и даже при серьезных государственных дотациях объявляют о своем банкротстве некоторые этанольные компании (например, Verasun) в США, в Европе начинают простаивать мощности по производству биодизеля, появляется тенденция к постепенному отказу от поддержки отрасли со стороны правительств и т.п. Единственным, по сути, исключением является этанол из сахарного тростника, который имеет низкую себестоимость и в больших количествах производится в Бразилии.
На Западе некоторое время назад стали приходить к выводу, что биотопливо 1-го поколения должно послужить лишь подготовительной площадкой для внедрения технологий следующего поколения. Это согласуется с нашими выводами: по возможности этот этап лучше безболезненно перешагнуть, развивая лишь малые биотопливные комплексы, и попытаться сконцентрировать свои силы на биотопливе 2-го поколения. Стоит также пристально изучить критерии устойчивости биокомплексов (sustainability criteria), к которым стали склоняться политические усилия в Европе. Проекты, у которых в процессе полного цикла выращивания (с учетом удобрений, сельхозтехники, транспорта и т.д.) и переработки культур тратится топлива больше, чем его потом получают, или которые увеличивают выбросы углекислого газа (что происходит, например, при вырубке леса для увеличения посевных площадей), должны отклоняться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий