Мнение КПРФ: разрушению электроэнергетики нет!
КПРФ – Нет разрушению российской энергетики!
Сегодняшнее положение в электроэнергетике коренным образом отличается от 2001 года, когда вышло постановление правительства М. Касьянова о реформировании РАО "ЕЭС", или от 2003 года, когда был продавлен пакет законов об электроэнергетике. В проекте предлагаемого правительством закона вводится понятие о продаже и транспорте не только электроэнергии, но и мощности. Почему? Ответ ясен.
В половине регионов России возник устойчивый дефицит мощности. Это экономические и политические центры страны — Москва и Санкт-Петербург, промышленный Урал, стратегически важнейший регион Тюмень, где добывается 90- газа и 78 - нефти. Дефицит мощности несовместим со свободным рынком, не позволяет организовать эффективную конкуренцию. Нам фактически предлагается закрыть глаза на то, что свободный рынок работает в интересах потребителя только при избыточном предложении. При отсутствии избыточного предложения рынок неизбежно будет работать только на сверхприбыль продавца. В этом случае тариф будет определяться затратами самой дорогой электростанции, участвующей в балансе. Расчеты специалистов показывают, что рост тарифов составит от 2,5 до 3 раз.
Из-за недостатка мощности 80- новых потребителей, то есть самые эффективные новые производства, уже не получают технических условий на подключение. Президент В. Путин оценил снижение ВВП по итогам прошлого года из-за недостатка энергомощностей величиной 1,5 трлн. руб. В этом году при росте экономики на 7- ввод новых мощностей составит лишь 1,5-, то есть дефицит обостряется. Ожидаемое снижение ВВП за пятилетку — более 8 трлн. руб. Это, по сути, второй дефолт. Однако при дефолте хотя бы возникли условия для экспорта.
Скачок тарифов подорвет экономику работающих базовых отраслей. Именно энергоемкие отрасли являются основной налогооблагаемой базой России (топливно-энергетический комплекс, черная, цветная металлургия, химия, электрифицированный железнодорожный и трубопроводный транспорт). Прямо или косвенно, но через розничный рынок они обеспечивают три четверти налоговых поступлений. Это значит, что обострение дефицита мощности подорвет бюджетный баланс страны сильнее, чем грядущее снижение цен на нефть, о чем так много говорят в мире.
Может быть, кто-нибудь надеется, что дефицит мощности — явление кратковременное, которое будет ликвидировано за счет инвестиционной программы РАО "ЕЭС России", предусматривающей ввод 41,0 млн. кВт. за пятилетку? Согласно программе, за три года (2006—2008 гг.) должно быть введено 7 млн. кВт., но за два последующих года — более 30 млн. кВт. (!!!). То есть ежегодный ввод должен возрасти в пять раз от достигнутого уровня и в два раза выше лучших достижений советского периода. За счет чего? Машиностроительные и энергостроительные комплексы не достигли 30- необходимых мощностей. Это маниловщина XXI века. Но это и авантюра XXI века.
Такие лихие обещания были нужны, чтобы получить согласие на продажу недооцененных акций и гигантское финансирование из бюджета. При этом ответственность менеджеров энергохолдинга за риски, которым они подвергают всю страну, нулевая. Ликвидация 1 июля 2008 года РАО "ЕЭС России" позволит полностью забыть все обещания, которые так легко давались топменеджерами энергохолдинга. В органах управления РАО "ЕЭС России" (правление, Совет директоров) нет ни одного профессионала-энергостроителя. А ведь управление инвестиционными программами национального масштаба, как показывает мировой опыт, требует уникального созидательного таланта, умноженного на многолетний положительный опыт. Вспомним С. Королёва, И. Курчатова, П. Непорожнего. Люди с психологией временщиков не способны реализовать ГОЭЛРО-2.
Хочу обратить внимание на популизм предлагаемых поправок. В условиях дефицита мощности, неизбежного роста тарифов, уничтожающих экономику, авторы и стоящие за их спинами силы лицемерно указывают, что тарифы для населения будет продолжать регулировать государство. Какая трогательная забота о гражданах накануне выборов! Однако граждан фактически просто обкрадывают в сверхкрупных размерах. Скачок тарифов на электроэнергию создает условия для снижения рентабельности, а далее и массового банкротства работающих предприятий. Это означает снижение уровня жизни работающих и рост безработицы.
Уменьшение конкурентности российской экономики перед вступлением в ВТО открывает дорогу товарам из Китая, Европы, Америки. Это подрывает все обещания по росту доходов населения. При потере доходов граждан на десятки тысяч рублей в год им обещают регулируемые тарифы для населения в 500 руб. в год. В большинстве стран мира граждан защищают высокими доходами, которые может обеспечить только эффективная экономика. Для России с ее суровым климатом, огромной территорией и энергоемкой промышленностью даже удвоение тарифов будет иметь катастрофические последствия.
Предлагаемый проект закона окончательно закрепляет дробление энергокомпаний по видам бизнеса. Общее количество энергокомпаний превысит 250 единиц. Объединенные и территориальные генерирующие компании (их более двадцати) имеют мощность в 5—7 раз ниже, чем крупнейшие компании Китая, Европы или Америки. Дезинтеграция российской энергетики абсолютно не укладывается в отечественные и мировые тенденции. Вспомним консолидацию и укрупнение активов ОАО "Газпром", ОАО "Роснефть", металлургии, создание крупнейших холдингов в военно-промышленном комплексе и т. д. Аналогичные слияния активов мощно идут в зарубежной экономике, в банковской сфере, инфраструктурных отраслях. Они намного превосходят по масштабам российский бизнес и, конечно, дают им рыночные преимущества. И мы вновь задаем логичный вопрос: кому нужно уничтожение российской электроэнергетики?
Экстерриториальный принцип образования генерирующих компаний уничтожает их реальные возможности как энергоснабжающих организаций. Эти функции стабильно выполняли вертикально интегрированные компании. В тексте законов, как в насмешку, закрепляется понятие "гарантирующий поставщик". По своей сути это посредник без основных средств и обслуживающего персонала. Однако именно этот посредник в условиях тотального дефицита мощности "обязан заключать договоры купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся потребителем". Откуда у такого посредника возьмется электроэнергия при дефиците мощности во всей европейской части страны?
Авторы уничтожения Единой энергосистемы прекрасно понимают, что, разгромив единый энергокомплекс, они разрушат основу его надежности и инвестиционной привлекательности. Фактически реформы электроэнергетики проведены по классическим принципам дезорганизации производства. Но энергетика была, есть и должна быть отраслью вертикального управления, которое обеспечивается лучше всего имущественным правом и единоначалием.
В предлагаемых изменениях к законам расписана видимость мер по стабилизации энергоснабжения. Посмотрите, сколько коммерческих и ассоциативных структур теперь предлагается для обеспечения надежности: и советы рынка, и наблюдательные советы, и штабы по обеспечению безопасности электроснабжения. Побойтесь Бога, авторы и их пособники! Энергетика — отрасль мгновенных процессов, а не клуб для диспутов либералов.
А как лоббисты предлагают управлять инвестиционным процессом? Да очень просто. Лишив государство контрольного пакета акций в тепловой генерации (а это две трети мощностей), они теперь поручают правительству разработку перспективных программ развития для частных компаний. С позиции либералов— это святотатство. Государство вмешивается в дела бизнеса.
Как известно, коррупционность законодательства тем выше, чем больше в нем статей не прямого действия. Законы об электроэнергетике обоснованно называли криминальными, так как в них более 50 раз, вместо законодательной четкости, были ссылки на разработанные правительственные акты. Но если раньше это была идеология правительства М. Касьянова, то теперь это идеология авторов законов.
Конечно, в законе не всё плохо. В нем повторили старую запись, которую отстояли в 2003 году регионы и оппозиция: "Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения". Это правильно, но нам нужны не лозунги на ширмах, а конкретные дела по защите интересов государства, экономики, народа.
Наверное, вы знаете известное заявление Гудериана: "Мы недооценили влияние российской электроэнергетики, поэтому проиграли войну!" Вспомним рекомендацию геостратега Генри Киссинджера: "Политическое пространство России не может быть разрушено без удара по энергетике". Академик А. Сахаров в тяжелое время чернобыльской аварии сказал следующее: "Существует объективная закономерность: продолжительность жизни людей увеличивается при увеличении производства энергии на душу населения. Отказ от развития электроэнергетики — это убийство миллионов людей, но другими способами". Сегодня, например, в сфере сельского хозяйства потребление электроэнергии в три раза меньше, чем в советский период. Конечно, это чревато тяжелейшими последствиями.
А. Чубайс и его соратники предлагают узаконить тупик. Их деятельность носит антинародный характер. Обсуждать предлагаемый закон по отдельным пунктам не имеет никакого смысла. Надо не подтверждать законодательно дезинтеграционные реформы, а немедленно их останавливать. Предложения, как обеспечить стабильность работы электроэнергетики, неоднократно давались российскими экспертами на всех уровнях, рабочей группой, созданной по распоряжению президента России, заключениями отделений Академии наук, независимыми институтами и экспертами.
Вот почему фракция КПРФ решительно выступает против иллюзий, против обмана. Можно временно дурить голову части людей. Но никто не может отменить законы физики или металловедения! Если "Единая Россия" вновь спрячет голову в песок, вновь бездумно проголосует "за", тем самым она возьмет на себя всю полноту ответственности за грозные последствия уничтожения Единой энергетической системы в стране!
11.09.2007
В.С.Романов,
Депутат Государственной Думы,
Член Президиума ЦК КПРФ
Комментариев нет:
Отправить комментарий