Киотский протокол и русская энергетика
Россия никак не может запустить механизмы Киотского протокола.
Об этом говорили в четверг участники конференции "РАО ЕЭС и Киотский протокол", прошедшей в Москве. Международный документ был ратифицирован еще 22 октября 2004 года, а вступил в силу в феврале 2005-го. Потребовалось более двух лет, чтобы правительство приняло документ, позволяющий российским компаниям торговать излишками парниковых квот. Бывший премьер Михаил Фрадков подписал постановление № 322, определяющее процедуру утверждения проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола, лишь в конце мая 2007 года.
Тогда казалось, что все проблемы сняты. Однако начало реализации проектов в очередной раз было отложено по причине неразвитости сопутствующей нормативной базы: в дополнение к постановлению правительства нужна методическая документация, разъясняющая терминологию, поясняющая критерии отбора проектов и т.п.
В РАО ЕЭС проекты этих документов уже разработали, но говорят, что в правительстве их пока рассматривать не собираются. В лучшем случае все проблемы будут сняты до конца года.
Киотские деньги
Энергетический углеродный фонд РАО "ЕЭС России" подготовил уже 64 проекта, которые можно реализовать с использованием механизмов Киотского протокола. Они позволят привлечь 250-300 млн евро дополнительных инвестиций в электроэнергетику. По словам советника зампреда правления РАО Олега Перцовского, за счет этих проектов Россия может сократить выбросы парниковых газов на 35-55 млн тонн в год.
Схема сотрудничества проста и на первый взгляд взаимовыгодна: заключение контракта, модернизация оборудования за счет средств как отечественного предприятия, так и иностранной фирмы (до 30% от стоимости модернизации), фиксация снижения выбросов, покупка полученных квот заказчиком. В итоге иностранцы получают необходимую им квоту на выброс парниковых газов в разы дешевле, чем если бы они это делали у себя самостоятельно. К примеру, стоимость квот в рамках проектов совместного осуществления на европейском рынке составляет 7-8 евро за тонну, а в 2008-2009 годах, по прогнозам, вырастет до 15-20 евро за тонну. Штраф за превышение лимита в 2005-2007 годах составлял 40 евро за тонну СО2, а с 2008 года составит 100 евро. "У них есть еще одна альтернатива - заниматься у себя энергосбережением, но это не всегда реально», - заявил "Газете" гендиректор Энергетического углеродного фонда РАО ЕЭС Андрей Горьков. Платить штраф дороже, но надежнее и проще: заплатил - и квота в кармане.
Российская сторона взамен получает существенное снижение парникового эффекта на своей территории и зарабатывает на этом приличные суммы.
Впрочем, проекты совместного осуществления несут определенный риск - модернизируемая энергокомпания может не сдержать обязательств по снижению выбросов.
Проблема в том, что многие западные компании уже готовы вкладывать в модернизацию российских электростанций, но пока не могут из-за бюрократической неразберихи в России. Действие Киотского протокола истекает в 2012 году, и уже понятно, что некоторые проекты к этому сроку реализовать не удастся. По словам Олега Перцовского, если бы у РАО ЕЭС была определенность, что будет с рынком квот после 2012 года, то вопрос не был бы таким острым. Особенности работы механизмов сокращения выбросов парниковых газов в посткиотский период будут обсуждаться на ежегодной конференции по предотвращению изменений климата, которая пройдет в декабре на индонезийском острове Бали.
Внекиотская эффективность
Помимо проектов совместного осуществления в РАО «ЕЭС России» рассматривают и другие возможности для снижения выбросов парниковых газов в атмосферу и повышения энергоэффективности компаний. В частности, все паросиловые установки (КПД - 35%) на электростанциях планируется заменить на парогазовые (КПД - 55%). Это позволит не только снизить вредные выбросы в атмосферу (на 105 млн тонн углекислых газов в год), но и сэкономить дефицитный благодаря экспортно ориентированной политике «Газпрома» природный газ.
Кроме того, в РАО делают акцент на возобновляемые источники энергии (в основном это гидроэнергетика) и использование попутного газа. Планируется и перевод ряда электростанций с угля и мазута на природный газ. Последнее, впрочем, уже невозможно. Минпромэнерго и "Газпром" недавно договорились об обратном: более 20 электростанций в рамках реализации генсхемы размещения энергообъектов до 2020 года будут переведены с газа на уголь.
20.09.2007 / ЕВГЕНИЙ БЕЛЯКОВ, МАКСИМ ТОВКАЙЛО
Материал опубликован в "Газете" №176 от 21.09.2007г.
ГРАДИРНИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий