Частная генерация
Частные электростанции
Примечательно, что в самой РАО «ЕЭС России» к идее строительства частных электростанций относятся весьма спокойно. Как сообщают средства массовой информации, ее официальные представители считают, что идущая сейчас реформа электроэнергетики как раз и направлена на развитие конкуренции в генерации, кроме того, там приветствуют «шаги, направленные на повышение надежности энергосистемы».
Само решение о привлечении инвесторов, в том числе иностранных, в сферу энергетики столичные власти объясняют так – им необходимо наращивать генерирующие мощности столицы. Почему? Ответ на этот вопрос весьма прост: ежегодно в Москве увеличивается на 3-4% потребление электроэнергии. По информации департамента топливно-энергетического хозяйства правительства Москвы, до 2010 года необходим прирост генерирующих мощностей. Получать же электроэнергию из других регионов не позволяют ограниченные мощности электросетей. Правда, до недавнего времени «Мосэнерго» настойчиво говорило о том, что в столице и так перегружены подстанции и электросети. Новые генерирующие мощности, пусть даже и частные, ничего не дадут.
Впрочем, исподволь ситуацию здесь диктует и сам рынок. Частная генерация, по мнению экспертов, сможет в будущем занять свое место на свободном рынке электроэнергии, особенно в секторе розницы. Правда, сами энергетики считают, что частная генерация может решать только локальные проблемы. И негосударственные станции нельзя рассматривать как замену строительству энергоблоков. И уж, конечно, она не сможет решить проблему энергетического дефицита в целом. Особенно в таких крупных мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург.
Но не только региональные власти озаботились частными генерирующими мощностями. В очередь за частной генерацией постепенно выстраиваются и крупные собственники других отраслей. Видимо, подталкивает их к этому монополизм государственного энергетического гиганта. Не так давно крупный многопрофильный производственный холдинг построил первую собственную ТЭЦ в Подмосковье. Она снабжает электрической энергией завод, выпускающий алюминиевую посуду. При этом новую ТЭЦ считают реальной альтернативой подключению к единой энергосистеме, которая сегодня имеет тенденцию к удорожанию.
В городе Ноябрьске в конце прошлого года в торжественной обстановке была заложена первая очередь парогазовой электростанции (НПГЭ), которая должна будет подавать электроэнергию на месторождения нефти и газа. Станция должна стать первым крупным источником тепловой и электрической энергии в Ямало-Ненецком автономном округе. Кроме того, это первый проект регионального значения, реализуемый не только на средства частного инвестора, но и в тесной кооперации с зарубежными партнерами. Правда, подрядчики, как сообщают региональные средства массовой информации, отказались назвать точную цифру запланированных расходов, сообщив, что это «сумасшедшие деньги, которые можно было бы потратить с большей пользой: построить пивной завод или ткацкую фабрику». По планам, Ноябрьская парогазовая станция должна быть сдана в эксплуатацию в четвертом квартале 2008 года. Срок окупаемости проекта составит порядка шести-восьми лет.
И это далеко не единичный пример. К частной энергетике стали проявлять интерес даже те, у кого, как говорится, каждая копейка на счету. В депрессивной Курганской области сегодня реализуется проект строительства в областной столице новой парогазовой электростанции – Курганской ТЭЦ-2. Станция будет введена в эксплуатацию во втором квартале 2010 года.
Проект осуществляется под патронатом губернатора Курганской области О. Богомолова и включен в региональную энергетическую программу. Сама же теплоэлектростанция не только повысит надежность тепло- и электроснабжения Кургана, но и, по всем расчетам, покроет рост тепловых и электрических нагрузок, связанный с вводом нового жилья, обеспечит оптимальный гидравлический режим работы теплосетей. Немаловажен и социальный фактор - создание дополнительных рабочих места в городе, дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Впрочем, российские реалии не отстают от общемировых тенденций. По информации экспертов, создание частных электростанций – важнейшая часть комплексной программы реформирования энергетики Израиля. Там власти стремятся перевести хотя бы часть производства электроэнергии в частный сектор и тем самым избавиться от полной государственной монополии на этот вид продукции. Как показали расчеты, продажа излишков частной энергии создаст конкуренцию на оптовом рынке и позволит снизить цены на электричество. Правда, и там не обходится без трудностей. Например, одна из компаний потеряла право на постройку частной электростанции потому, что проигнорировала требование государственных структур, касающееся размеров и способов оплаты электричества.
Принуждение к инвестиции
Впрочем, приход частного инвестора в генерирующие энергохозяйства возможен не только в отношении малых мощностей и постройки небольших электростанций. Сегодня началась реализация частно-государственнического проекта строительства Богучанской ГЭС, который реализуется в рамках развития Нижнего Приангарья в Красноярском крае. Речь идет о долгосрочных многомиллиардных вложениях в развитие региональной энергетики.
Судя по всему, не останется в стороне и атомная энергетика. До частного собственника здесь, по известным соображениям, еще весьма далеко. Но отдельные локальные проекты вполне могут быть реализованы с опорой на его инвестиции. Кстати, в свое время широко обсуждался проект ускоренной электрификации отдаленных арктических поселков с помощью ядерных реакторов атомных подводных лодок, которые выслужили свой срок службы.
Эксперты признают, что сегодня ситуация крайне остра: дефицит энергии становится острейшим вопросом не только в одном - двух, а в десятках регионов. А это означает повышенные режимы угрозы аварий на станциях, и даже остановки энергоснабжения. Кстати, по информации экспертов, новый объект генерации в Курганской области покроет дефицит мощности в этом регионе более чем на 40%.
Впрочем, пятилетняя инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» сделана опираясь на главный базовый источник - частные инвестиции. Что, в общем – то, и было главной целью реформы электроэнергетики. Ради этого отрасль реформировали целых семь лет. Только вот не совсем понятно, как стыкуются утверждения о получении таких чуть ли не астрономических финансовых ресурсов для развития электроэнергетики с весьма скромными показателями в области развития частной генерации. Не с переделом уже существующих мощностей через изменение формы собственности, а с созданием новых электростанций частными инвесторам. Впрочем, если сводить реформу электроэнергетики фактически только к реформированию РАО «ЕЭС России», то места им, понятное дело, остается не так уж и много. Зачем своими руками плодить себе потенциального конкурента на том же либерализованном рынке электроэнергетики?
Алексей АЛЕКСАНДРОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий