Энергетика не должна стать узким местом проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный"
С точки зрения нашей компании, активы которой сосредоточены преимущественно в УрФО, проект "Урал Промышленный - Урал Полярный" позволит снять ряд проблем, лимитирующих развитие уральской экономики. Прежде всего, доступ к богатейшим природным запасам Приполярного и Полярного Урала радикально уменьшит сырьевую зависимость уральских предприятий (прежде всего, металлургического комплекса, но не только их) от поставок из других регионов страны и из-за рубежа, даст мощный инвестиционный толчок всему уральскому мега-региону. По оценкам экспертов, благодаря проекту "Урал Промышленный - Урал Полярный", валовой региональный продукт тюменских регионов вырастет в 2,5 раза, а ВРП Челябинской и Свердловской областей - в 3 раза, ВВП страны может возрасти на 38 проц.
Что касается нас, энергетиков, то мы заинтересованы в проекте не меньше, чем транспортники, которые будут перевозить сырье с севера на юг, или металлурги. Во-первых, горнодобывающим и промышленным предприятиям, железной дороге понадобятся дополнительные объемы электроэнергии. Это означает, что, параллельно с ростом в этих секторах экономики, начнется рост и в нашей отрасли. Во-вторых, энергетики получат энергетический уголь с новых месторождений северного Урала, запасы которых оцениваются в 26 млрд тонн. Это особенно актуально для ОГК-1 - ведь мы провозгласили постепенное изменение топливного баланса в сторону угля, причем упор собираемся делать на использовании уральского сырья. Параллельно открывается возможность развития электрогенерации за счет низконапорного газа.
И в третьих - энергокомпании получат инвестиции для развития генерирующих мощностей и сетевого хозяйства. По предварительным подсчетам, в энергетику проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" необходимо вложить около 48 млрд руб, в том числе 27 млрд. руб. на сетевое хозяйство и еще 21 млрд. руб. - в тепловые электростанции. Для развития энергетической инфраструктуры северных территорий понадобятся новые ЛЭП, идущие как в широтном, так и в меридиональном направлениях. Потребуется электрификация железной дороги, которую планируется построить по восточному склону Урала.
Ряд энергокомпаний уже озвучили свои инвестпрограммы. Только ОГК-1 в ближайшие пять лет инвестирует на Урале более 60 млрд руб. и введет в строй более 2 тыс МВт генерирующих мощностей на пяти наших ГРЭС. В планах по развитию генерации, разработанным в администрациях северных уральских регионов - строительство угольной ТЭС ХМАО, а также электростанций, работающих на попутном газе. Только в ЯНАО планируется дополнительно ввести в строй станции мощностью 800 МВт.
Однако, для того, чтобы энергетическая поддержка проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" стала возможной, нужно решить ряд вопросов, причем оперативно. В противном случае энергетика может стать "узким местом" проекта, которое надолго затормозит его реализацию.
Чтобы этого не произошло, необходимо сделать следующее:
- детально разработать схему привлечения инвестиций в развитие энергетической составляющей проекта. Следует внимательно изучить, где можно будет закрыть потребности в электроэнергии за счет "малой" генерации, развиваемой самими хозяйствующими субъектами /ГОКи, нефтегазодобывающие компании и т.д./, а где не обойтись без новых крупных электростанций. Строительство последних можно, на наш взгляд, вести на паритетной основе, в сотрудничестве энергетиков и крупных потребителей.
Также следует проработать механизм финансирования развития сетевого хозяйства, особенно вопрос о собственности на сетях. Часть работ энергетики могут провести за счет собственных средств, но без вложений со стороны не обойтись. Тут надо учитывать, что при нынешних тарифах на электроэнергию сроки окупаемости инвестиций в нашу отрасль оставляет, мягко говоря, небыстрые. Поэтому либо государству придется взять на себя финансирование сетевой составляющей проекта, либо специально разработать механизм возврата инвестиций.
Есть и еще один нюанс. Энергосистема Приполярного и Полярного Урала будет частью объединенной энергосистемы Большого Урала. Это означает, что любые проблемы окружной энергетики немедленно скажутся на темпах реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный". Дефицит электроэнергии, сетевых мощностей на юге УрФО, на Среднем Урале - где угодно - создадут проблемы для экономики всего округа, в том числе северных территорий. И при разработке планов по развитию энергетики округа необходимо принять все меры для того, чтобы энергетика Юга не стала тормозом для развития энергетики Севера. Следует учитывать и тот факт, что, по мере реализации проекта потребности перерабатывающих предприятий юга УрФО будут расти опережающими темпами.
Все эти вопросы необходимо решать уже сегодня. Развитие энергетики - процесс долгосрочный. Прежде чем приступить к строительству новых станций и прокладке линий, необходимо провести огромную подготовительную работу. Возможно, есть смысл в самое ближайшее время создать специальную рабочую группу, которая займется вопросами энергетической составляющей проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" в тесном сотрудничестве с рабочими группами ученых и экспертов, разрабатывающими проект.
Что касается нас, энергетиков, то мы заинтересованы в проекте не меньше, чем транспортники, которые будут перевозить сырье с севера на юг, или металлурги. Во-первых, горнодобывающим и промышленным предприятиям, железной дороге понадобятся дополнительные объемы электроэнергии. Это означает, что, параллельно с ростом в этих секторах экономики, начнется рост и в нашей отрасли. Во-вторых, энергетики получат энергетический уголь с новых месторождений северного Урала, запасы которых оцениваются в 26 млрд тонн. Это особенно актуально для ОГК-1 - ведь мы провозгласили постепенное изменение топливного баланса в сторону угля, причем упор собираемся делать на использовании уральского сырья. Параллельно открывается возможность развития электрогенерации за счет низконапорного газа.
И в третьих - энергокомпании получат инвестиции для развития генерирующих мощностей и сетевого хозяйства. По предварительным подсчетам, в энергетику проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" необходимо вложить около 48 млрд руб, в том числе 27 млрд. руб. на сетевое хозяйство и еще 21 млрд. руб. - в тепловые электростанции. Для развития энергетической инфраструктуры северных территорий понадобятся новые ЛЭП, идущие как в широтном, так и в меридиональном направлениях. Потребуется электрификация железной дороги, которую планируется построить по восточному склону Урала.
Ряд энергокомпаний уже озвучили свои инвестпрограммы. Только ОГК-1 в ближайшие пять лет инвестирует на Урале более 60 млрд руб. и введет в строй более 2 тыс МВт генерирующих мощностей на пяти наших ГРЭС. В планах по развитию генерации, разработанным в администрациях северных уральских регионов - строительство угольной ТЭС ХМАО, а также электростанций, работающих на попутном газе. Только в ЯНАО планируется дополнительно ввести в строй станции мощностью 800 МВт.
Однако, для того, чтобы энергетическая поддержка проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" стала возможной, нужно решить ряд вопросов, причем оперативно. В противном случае энергетика может стать "узким местом" проекта, которое надолго затормозит его реализацию.
Чтобы этого не произошло, необходимо сделать следующее:
- детально разработать схему привлечения инвестиций в развитие энергетической составляющей проекта. Следует внимательно изучить, где можно будет закрыть потребности в электроэнергии за счет "малой" генерации, развиваемой самими хозяйствующими субъектами /ГОКи, нефтегазодобывающие компании и т.д./, а где не обойтись без новых крупных электростанций. Строительство последних можно, на наш взгляд, вести на паритетной основе, в сотрудничестве энергетиков и крупных потребителей.
Также следует проработать механизм финансирования развития сетевого хозяйства, особенно вопрос о собственности на сетях. Часть работ энергетики могут провести за счет собственных средств, но без вложений со стороны не обойтись. Тут надо учитывать, что при нынешних тарифах на электроэнергию сроки окупаемости инвестиций в нашу отрасль оставляет, мягко говоря, небыстрые. Поэтому либо государству придется взять на себя финансирование сетевой составляющей проекта, либо специально разработать механизм возврата инвестиций.
Есть и еще один нюанс. Энергосистема Приполярного и Полярного Урала будет частью объединенной энергосистемы Большого Урала. Это означает, что любые проблемы окружной энергетики немедленно скажутся на темпах реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный". Дефицит электроэнергии, сетевых мощностей на юге УрФО, на Среднем Урале - где угодно - создадут проблемы для экономики всего округа, в том числе северных территорий. И при разработке планов по развитию энергетики округа необходимо принять все меры для того, чтобы энергетика Юга не стала тормозом для развития энергетики Севера. Следует учитывать и тот факт, что, по мере реализации проекта потребности перерабатывающих предприятий юга УрФО будут расти опережающими темпами.
Все эти вопросы необходимо решать уже сегодня. Развитие энергетики - процесс долгосрочный. Прежде чем приступить к строительству новых станций и прокладке линий, необходимо провести огромную подготовительную работу. Возможно, есть смысл в самое ближайшее время создать специальную рабочую группу, которая займется вопросами энергетической составляющей проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" в тесном сотрудничестве с рабочими группами ученых и экспертов, разрабатывающими проект.
Комментариев нет:
Отправить комментарий