Тарифы на электроэнергию для малоимущих
Реформирование российской электроэнергетической отрасли вплотную подошло к решению одной из самых трудных проблем, возникшей в 1990-е годы, – проблемы перекрестного субсидирования, когда на всей территории России для крупных промышленных предприятий тариф на электроэнергию был установлен на более высоком уровне, чем для населения.
В советские времена перекрестного субсидирования в его сегодняшнем виде не существовало: тарифы на электроэнергию для населения были намного выше, чем для крупных потребителей, по причине существенно более высоких затрат на доставку электроэнергии населению по распределительным сетям и неравномерного суточного потребления.
Но сейчас ситуация в отрасли изменилась: создаются новые компании – генерирующие, сетевые, сбытовые и другие; постепенно увеличивается объем электроэнергии, продаваемой и покупаемой по нерегулируемым ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. К 2011 году, согласно планам правительства России, по свободным ценам будет продаваться 100% электроэнергии на оптовом рынке, и эта свободная цена будет транслироваться на розничные рынки электроэнергии.
В настоящее время либерализация не касается населения: ему весь объем потребляемой электроэнергии поставляется по регулируемым тарифам, которые во многих регионах ниже экономически обоснованного уровня. Понятно, что при решении проблемы перекрестного субсидирования рано или поздно неизбежна оплата электроэнергии населением по экономически обоснованным ценам. В этих условиях одной из мер по социальной защите населения может стать введение социальной нормы потребления электрической энергии, в пределах которой население должно получать электроэнергию по льготным тарифам, а сверх нее – по экономически обоснованным. Ведь пока получается так, что при низких тарифах и хорошо обеспеченные потребители получают электроэнергию по льготным ценам. А потребляют они намного больше малоимущих. В итоге, по сути дела, субсидируются богатые.
Международная практика показывает, что социальная норма потребления служит основной цели – обеспечению населения электроэнергией для бытового потребления по доступным ценам. Это позволяет защитить наиболее уязвимые с социальной точки зрения категории населения и реализовать принцип социальной справедливости. И это, безусловно, соответствует государственным интересам, так как надежные и доступные услуги энергоснабжения необходимы для здорового и устойчивого развития любого общества.
Государства, входящие в Европейский союз, в соответствии с директивой Европейского парламента и Совета, принятой в 2003 году, обязаны обеспечивать бытовым потребителям (населению) поставки электроэнергии определенного качества по сопоставимым по величине, прозрачным и разумным ценам. Кроме того, они также должны принимать все необходимые меры по защите прав незащищенных групп потребителей на внутреннем рынке электроэнергии каждой страны.
С 2000 года социальная норма потребления успешно применяется во Франции. Несмотря на то что французский розничный тариф для потребителей – один из самых низких в Европе, для семей с низкими доходами предусмотрены скидки от 30 до 50% на оплату электроэнергии в пределах 100 кВт-ч в месяц.
В странах Центральной и Восточной Европы, где проблема занижения тарифов для населения за счет промышленных предприятий стоит не менее остро, социальная норма действовала и действует в ряде государств, например в Венгрии. Ее применение с 1997 года в виде блочного тарифа, когда определенному объему потребления электроэнергии соответствует определенный тариф, позволило существенно сократить объемы перекрестного субсидирования. Уже в 2005 году объем социальной нормы возрос с 50 до 110 кВт-ч в месяц в расчете на семью, и оплачивается он фактически по экономически обоснованному тарифу.
Социальная норма также применяется в таких государствах, как Китай, Индия, Египет, Бразилия, ЮАР и других.
В России социальная норма потребления используется в ряде регионов с 1996 года. Однако из-за того, что в федеральном законодательстве не содержится ни требования о ее обязательном применении, ни методик расчета, на региональном уровне социальная норма применяется хаотично.
Исследования показывают, что под социальной нормой в регионах понимается в основном норматив потребления электроэнергии, который на самом деле служит для расчетных целей. С помощью норматива определяют объем потребления при отсутствии счетчиков, а также производят расчет льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. В то время как социальная норма в первую очередь является мерой по социальной защите населения в условиях либерализации электроэнергетической отрасли и ликвидации перекрестного субсидирования.
Произвольный характер определения социальной нормы приводит как к завышению, так и к занижению объема социальной нормы, что не отражает реальных объемов электропотребления населением и ложится тяжелым бременем на региональные и семейные бюджеты, в то же время не решая проблемы перекрестного субсидирования.
В 2006 году социальная норма действовала в 11 регионах, среди них Краснодарский и Красноярский края, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Свердловская области и другие. Везде ее уровень отличается – от 30 до 350 кВт-ч электроэнергии в месяц на семью. Однако для социальной защиты всего населения в условиях ликвидации перекрестного субсидирования необходимо применение социальной нормы на всей территории России.
Но даже при повсеместном введении социальной нормы представляется разумным постепенный переход от социальной нормы потребления к адресной бюджетной поддержке только малоимущей категории населения – именно такая практика наилучшим образом зарекомендовала себя в других странах при ликвидации перекрестного субсидирования.
Опубликовано в Независимой Газете |
Комментариев нет:
Отправить комментарий