LNG и NGH как альтернатива нефти
Японцы закрепляют в лексиконе энергетиков новые понятия
Снижение зависимости энергетики страны от нефти и от какого-либо региона ее поставок ставится основной задачей обеспечения энергетической безопасности Японии в документе «2005. Энергия Японии» Министерства экономики и промышленности Японии. В нем констатируется, что в обеспечении энергией Япония все еще на 50% зависит от нефти, и при этом 90% ее поступает с Ближнего Востока.
Доля нефти в энергетическом балансе Японии к мировому нефтяному кризису 1973 года достигла 72%. Кризис показал, сколь опасна подобная зависимость, и подтолкнул Японию к диверсификации энергоресурсов, к развитию технологий энергосбережения на всех уровнях и во всех сферах. С 1973 года потребление нефти на энергетические нужды сократилось на 8%, а поставки энергии за счет газа увеличились в 13 раз, угля – в 2 раза. Для Японии при незначительных разведанных запасах газа на своей территории и с учетом географических условий расчет делается прежде всего на импорт сжиженного природного газа LNG (liquefied natural gas).
Ставка на сжиженный газ
Поставки LNG в Японию начались еще с 1969 года, но это была скорее отработка технологических процессов в расчете на перспективу. В 1972 году, последнем году перед нефтяным кризисом, на LNG приходилось всего 0,38% от общего потребления энергии в стране, в 1980 году уже 6,4%, и лишь в 1990 году LNG преодолел 10% рубеж в общем энергетическом балансе страны.
В последние 15 лет поставки LNG в страну осуществлялись по долгосрочным контрактам и были стабильными в объемах около 55 млн. тонн в год. Около трети этих объемов поступало из Индонезии, Малайзии, Австралии. До середины 1990-х годов добываемый в этих странах газ направлялся в основном в Японию. Однако с ростом цен на сырую нефть уже при цене нефти в 25 долл. за баррель потребителям во многих странах стало более выгодным переходить на газ, расширять импорт LNG.
В японской печати отмечается, что Китай, Индия и США быстро развивают инфраструктуру для приема LNG. Эта тенденция усиливается из-за необходимости для присоединившихся к Киотскому протоколу стран учитывать экологический фактор при выборе характера топлива, например для тепловых электростанций. Газ более экологичен в сравнении с другими видами топлива. Считается, что спрос на LNG будет расти, а с ним и трудности с заключением обеспечивающих стабильность долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей, в том числе и LNG.
Из Индонезии по таким контрактам шести японских энергетических корпораций с индонезийской государственной нефтегазовой корпорацией ежегодно поставляется в общей сложности 14,54 млн. тонн LNG. Однако контракты заканчиваются в 2010–2011 годах, а на переговорах по их продлению, которые ведутся с начала 2006 года, возникли проблемы. При этом на второй план отступало то, что импортная цена LNG в Японии всего за пять лет с 2001 года по настоящее время увеличилась в два раза – с 250 до 500 долл. за тонну. На первый план на японо-индонезийских переговорах выступили объемы поставок. Японская сторона рассчитывала договориться о получении хотя бы 12 млн. тонн LNG в год, но индонезийцы утверждают, что из-за роста внутреннего спроса на газ в стране и устаревшего оборудования трудно обеспечить прежние объемы поставок газа на экспорт, гарантировать Индонезия может лишь половину этого объема. По всей вероятности, во втором десятилетии текущего века из Индонезии в Японию будет поставляться всего 6 млн. тонн LNG, а это меньше 10% от 58 млн. тонн импортированных Японией в 2005 году объемов LNG. В стратегии обеспечения страны газом внимание обращено прежде всего на такое звено, как его транспортировка. Пока наиболее эффективным является перевозка LNG. Однако для перевода газа в жидкое состояние необходимо охлаждать его до минус 162 градусов по Цельсию. Поэтому для транспортировки LNG нужно сложное оборудование по его производству и хранению, специальные танкеры и такое же по сложности оборудование в портах разгрузки.
Новые технологии
Сократить транспортные расходы можно за счет изменения технологий. С этой целью под эгидой правительства Японии начата проработка возможностей перевозки морскими путями природного газа в твердом состоянии или NGH (natural gas hydrate). NGH выглядит как лед, получается из смеси природного газа и воды под большим давлением. Разновидностью NGH является метан-гидрат, который часто называют «горючим льдом». NGH переходит в твердое состояние при температуре минус 20 градусов по Цельсию. Поскольку требуемая для хранения и транспортировки NGH температура много ближе к природной, чем в случае с LNG, то и оборудование для получения NGH, и специальные суда для его перевозки менее дорогие, чем для транспортировки LNG. Считается, что в сравнении с LNG первоначальные инвестиции при организации регулярных линий доставки газа в виде NGH можно сократить по крайней мере вполовину.
Япония считается лидером в исследованиях NGH. Важным преимуществом NGH является то, что становится рентабельным его доставка с месторождений в странах Юго-Восточной Азии с небольшим и средним дебитом. Многие из таких месторождений в настоящее время не разрабатываются, поскольку нерентабельно прокладывать от них трубопроводы к крупным заводам по получению LNG. У Японии хорошие перспективы довести работы с NGH до коммерческого уровня и много раньше других стран начать разработку таких месторождений. Уже к 2008 году, сообщают японские газеты со ссылкой на правительственные круги, могут начаться коммерческие поставки NGH в Японию из стран ЮВА. Осуществление проекта существенно увеличит возможности Японии в конкурентной борьбе за энергетические ресурсы с Китаем, Индией и другими странами региона.
По подсчетам экономистов, при сравнении NGH с LNG по показателю «стоимость–эффективность» перевозки газа с использованием технологий NGH более выгодны при маршрутах до 6000 км. Поэтому правительство Японии надеется, что NGH будет использоваться при освоении средних и малых месторождений природного газа в Индонезии, Брунее и других странах ЮВА. В то же время технологии LNG оказываются более предпочтительными при транспортировке больших объемов газа на большие расстояния.
В настоящее время несколько ведущих японских судостроительных компаний, а также Национальный институт морских исследований уже прорабатывают проекты специальных танкеров для транспортировки NGH.
Опубликовано в Независимой Газете |
Комментариев нет:
Отправить комментарий