понедельник, мая 07, 2007

LNG и NGH как альтернатива нефти



Японцы закрепляют в лексиконе энергетиков новые понятия


Об авторе:
Николай Петрович Тебин - научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

Снижение зависимости энергетики страны от нефти и от какого-либо региона ее поставок ставится основной задачей обеспечения энергетической безопасности Японии в документе «2005. Энергия Японии» Министерства экономики и промышленности Японии. В нем констатируется, что в обеспечении энергией Япония все еще на 50% зависит от нефти, и при этом 90% ее поступает с Ближнего Востока.

Доля нефти в энергетическом балансе Японии к мировому нефтяному кризису 1973 года достигла 72%. Кризис показал, сколь опасна подобная зависимость, и подтолкнул Японию к диверсификации энергоресурсов, к развитию технологий энергосбережения на всех уровнях и во всех сферах. С 1973 года потребление нефти на энергетические нужды сократилось на 8%, а поставки энергии за счет газа увеличились в 13 раз, угля – в 2 раза. Для Японии при незначительных разведанных запасах газа на своей территории и с учетом географических условий расчет делается прежде всего на импорт сжиженного природного газа LNG (liquefied natural gas).

Ставка на сжиженный газ

Поставки LNG в Японию начались еще с 1969 года, но это была скорее отработка технологических процессов в расчете на перспективу. В 1972 году, последнем году перед нефтяным кризисом, на LNG приходилось всего 0,38% от общего потребления энергии в стране, в 1980 году уже 6,4%, и лишь в 1990 году LNG преодолел 10% рубеж в общем энергетическом балансе страны.

В последние 15 лет поставки LNG в страну осуществлялись по долгосрочным контрактам и были стабильными в объемах около 55 млн. тонн в год. Около трети этих объемов поступало из Индонезии, Малайзии, Австралии. До середины 1990-х годов добываемый в этих странах газ направлялся в основном в Японию. Однако с ростом цен на сырую нефть уже при цене нефти в 25 долл. за баррель потребителям во многих странах стало более выгодным переходить на газ, расширять импорт LNG.

В японской печати отмечается, что Китай, Индия и США быстро развивают инфраструктуру для приема LNG. Эта тенденция усиливается из-за необходимости для присоединившихся к Киотскому протоколу стран учитывать экологический фактор при выборе характера топлива, например для тепловых электростанций. Газ более экологичен в сравнении с другими видами топлива. Считается, что спрос на LNG будет расти, а с ним и трудности с заключением обеспечивающих стабильность долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей, в том числе и LNG.

Из Индонезии по таким контрактам шести японских энергетических корпораций с индонезийской государственной нефтегазовой корпорацией ежегодно поставляется в общей сложности 14,54 млн. тонн LNG. Однако контракты заканчиваются в 2010–2011 годах, а на переговорах по их продлению, которые ведутся с начала 2006 года, возникли проблемы. При этом на второй план отступало то, что импортная цена LNG в Японии всего за пять лет с 2001 года по настоящее время увеличилась в два раза – с 250 до 500 долл. за тонну. На первый план на японо-индонезийских переговорах выступили объемы поставок. Японская сторона рассчитывала договориться о получении хотя бы 12 млн. тонн LNG в год, но индонезийцы утверждают, что из-за роста внутреннего спроса на газ в стране и устаревшего оборудования трудно обеспечить прежние объемы поставок газа на экспорт, гарантировать Индонезия может лишь половину этого объема. По всей вероятности, во втором десятилетии текущего века из Индонезии в Японию будет поставляться всего 6 млн. тонн LNG, а это меньше 10% от 58 млн. тонн импортированных Японией в 2005 году объемов LNG. В стратегии обеспечения страны газом внимание обращено прежде всего на такое звено, как его транспортировка. Пока наиболее эффективным является перевозка LNG. Однако для перевода газа в жидкое состояние необходимо охлаждать его до минус 162 градусов по Цельсию. Поэтому для транспортировки LNG нужно сложное оборудование по его производству и хранению, специальные танкеры и такое же по сложности оборудование в портах разгрузки.

Новые технологии

Сократить транспортные расходы можно за счет изменения технологий. С этой целью под эгидой правительства Японии начата проработка возможностей перевозки морскими путями природного газа в твердом состоянии или NGH (natural gas hydrate). NGH выглядит как лед, получается из смеси природного газа и воды под большим давлением. Разновидностью NGH является метан-гидрат, который часто называют «горючим льдом». NGH переходит в твердое состояние при температуре минус 20 градусов по Цельсию. Поскольку требуемая для хранения и транспортировки NGH температура много ближе к природной, чем в случае с LNG, то и оборудование для получения NGH, и специальные суда для его перевозки менее дорогие, чем для транспортировки LNG. Считается, что в сравнении с LNG первоначальные инвестиции при организации регулярных линий доставки газа в виде NGH можно сократить по крайней мере вполовину.

Япония считается лидером в исследованиях NGH. Важным преимуществом NGH является то, что становится рентабельным его доставка с месторождений в странах Юго-Восточной Азии с небольшим и средним дебитом. Многие из таких месторождений в настоящее время не разрабатываются, поскольку нерентабельно прокладывать от них трубопроводы к крупным заводам по получению LNG. У Японии хорошие перспективы довести работы с NGH до коммерческого уровня и много раньше других стран начать разработку таких месторождений. Уже к 2008 году, сообщают японские газеты со ссылкой на правительственные круги, могут начаться коммерческие поставки NGH в Японию из стран ЮВА. Осуществление проекта существенно увеличит возможности Японии в конкурентной борьбе за энергетические ресурсы с Китаем, Индией и другими странами региона.

По подсчетам экономистов, при сравнении NGH с LNG по показателю «стоимость–эффективность» перевозки газа с использованием технологий NGH более выгодны при маршрутах до 6000 км. Поэтому правительство Японии надеется, что NGH будет использоваться при освоении средних и малых месторождений природного газа в Индонезии, Брунее и других странах ЮВА. В то же время технологии LNG оказываются более предпочтительными при транспортировке больших объемов газа на большие расстояния.

В настоящее время несколько ведущих японских судостроительных компаний, а также Национальный институт морских исследований уже прорабатывают проекты специальных танкеров для транспортировки NGH.


Опубликовано в Независимой Газете

Комментариев нет:

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА - специальная отраслевая поисковая система

Газотурбинные установки, микротурбины, электростанции - мини-тэц

Мультитопливные газотурбинные установки TURBOMACH — компетентную информацию о приобретении, проектировании и монтаже электростанций "под ключ" вы можете получить по телефону +7 (495) 649-81-79. Независимое производство электричества и получение бесплатной тепловой энергии – экономичное антикризисное решение для промышленных предприятий. Имеется более 100 реализованных проектов автономного теплоэлектроснабжения. Оказываем финансирование строительства электростанций. Для будущих клиентов мы проводим ознакомительные экскурсии на построенные нами современные энергоцентры. Звоните прямо сейчас!

Ветроэнергетика

Частные электростанции

Мощные и надежные модульные газопоршневые теплоэлектростанции (от 10 до 300 МВт) – 800-1000€ за 1 кВт - строительство «под ключ» - для получения коммерческого предложения заполняйте опросный лист!

Электростанции Wartsila - финские поршневые установки Вяртсиля

ЭНЕРГЕТИКА - специальная поисковая машина

Пользовательского поиска

Li

Powered By Blogger