Гидроэнергетика России
России в наследство досталась развитая современная электроэнергетика. Как душевое энергопотребление, так и структура электроэнергетики отвечают современным требованиям развитых экономик.
Уровень развития электроэнергетики России достаточен для конкуренции с экономиками ведущих экономических держав. Несмотря на катастрофическое положение экономики России, электроэнергетика смогла сохранить свой промышленный потенциал, необходимый для обеспечения любого сценария восстановления экономики страны. Структура производства электроэнергии принципиально отличается только во Франции. Почти 75% мощностей электростанций Франции работают на атомной энергии, созданной на централизованной основе. В результате Франция является единственной страной в мире, которая обеспечила себе энергетическую безопасность, а государство не уклонилось от ответственности за энергетическую независимость экономики. Остальные страны имеют долю огневой энергетики (выработка электроэнергии на ТЭС) в пределах 60-80%, что не только делает электроэнергетику зависимой от конъюнктуры на рынке первичных энергоресурсов, но и от рыночной спекуляции.
Примером тому может служить опрокидывание рынка электроэнергии в Калифорнии в 2000-2001 годах, созданного на основе приватизированной генерации. Для ликвидации кризиса электроэнергетический рынок Калифорнии был взят под контроль федеральными и региональными властями. Администрация штата для исключения впредь подобных ситуаций приступила в 2001 году к заключению 10летних контрактов на поставку электроэнергии и созданию собственных вертикально интегрированных генераций.
В современной России, хотя еще существует РАО "ЕЭС России", все подготовлено к повторению калифорнийских событий. Большой разброс тарифов по территории России свидетельствует о том, что РАО "ЕЭС России" уже не работает как единая энергосистема. Дело остановилось в ожидании приватизации генерирующих мощностей. Из владения государства предполагается исключить все генерации, кроме Росатомэнерго, который, поставляя 14% электроэнергии, не может служить основой энергетической безопасности страны. Таким образом, государство уже будет не в состоянии экономическими методами предотвращать преднамеренное опрокидывание рынка.
Гидроэнергетика России с объемом производства 165 млрд. кВт.ч могла быть существенным вкладом в обеспечение энергетической безопасности. Однако разделение гидроэнергетики на оптовые генерирующие компании исключает не только регулирование оптового рынка в силу маломощных межсистемных связей, но и дальнейшее развитие гидроэнергетики как таковой. Россия обладает уникальными гидроэнергетическими ресурсами. Современные технологии позволяют существенно расширить зону экономического гидроэнергетического потенциала. Можно считать, что в перспективе выработка гидроэнергии в России может превысить всю сегодняшнюю тепловую генерацию. В этих условиях при государственной единой гидроэнергетической компании проблему обеспечения энергетической безопасности России можно было считать решенной. Однако дробление гидроэнергетики на оптовые генерирующие компании практически исключает мобилизацию средств на ее развитие. Поэтому обеспечение энергетической безопасности становится региональной проблемой.
Так, например, из 14,9 ГВт установленной мощности Мосэнерго на Москву работает половина. В пределах Москвы расположены крупные ТЭЦ мощностью 7,4 ГВт. Этих электростанций с учетом внешних электрических связей вполне достаточно для обеспечения энергоснабжения города.
Приватизация ТЭЦ приведет к тому, что энергоснабжение Москвы попадет в полную зависимость от монопольного рынка коммерческой электроэнергии. Государственные АЭС, общей мощностью 16 ГВт, удалены от города. Возможность электропередачи от них будет определяться не столько системным оператором, сколько коммерческими ГРЭС. Создаются идеальные условия опрокидывания московского рынка электроэнергии по калифорнийскому образцу.
Единственно возможной основой стабилизации рынка электроэнергии в Москве являются ГЭС Волжского каскада. Тарифы на электроэнергию гидростанций сегодня многократно ниже среднего тарифа. Таким образом, привлечение даже небольшого количества дешевой гидроэнергии позволит обеспечить бездефицитность рынка электроэнергии. Однако гидроэнергетические ресурсы в силу частной чересполосицы могут оказаться недоступными. Режим работы дальних электропередач 500 кВ Москва - Волжские ГЭС, вопреки указаниям системного оператора в любой момент может быть блокирован промежуточными присоединениями.
Остается единственный путь предотвращения искусственных кризисов - создание управляемых связей Москва - ГЭС на р. Волге. Строительство новых линий постоянного тока с целью обеспечения энергетической безопасности в современных условиях представляется фантастической задачей. Более реальным является перевод одной цепи линий 500 кВ Москва - Волжская ГЭС, Москва - Волгоградская ГЭС на постоянный ток.
Трансформация линий переменного тока в постоянный - не только финансово эффективна, но и технологически целесообразна. Параллельные цепи переменного тока за счет взаимного влияния имеют эквивалентную пропускную способность ниже почти на 20%. Параллельная линия постоянного тока не только повышает пропускную способность до эквивалентной величины, но и за счет демпфирования колебаний в сети переменного тока позволяет снизить запасы по пропускной способности.
Повышение пропускной способности до 1,5 ГВт обеспечивает московской городской энергосистеме 3 ГВт регулируемой гидромощности и в благоприятных условиях - 2 ГВт резерва.
Владилен Фотин,
главный научный
сотрудник ГУП ВЭИ, д.т.н.
Журнал «Экономика России: ХХI век»
Комментариев нет:
Отправить комментарий