Малая генерация электроэнергии получит развитие
Все больше предприятий края обращают свое внимание на развитие собственных электрогенерирующих мощностей.
В стране и крае высокими темпами растет потребление электроэнергии. Уже третий год подряд Прикамье, по данным специалистов РАО «ЕЭС», становится энергодефицитным регионом. Причины этого прежде всего кроются в росте промышленного производства в крае в энергозатратных отраслях. Это вынуждает энергетиков сооружать в крае новые генерирующие мощности. Так, начинается сооружение новых мощностей на Пермской ГРЭС (инвестиционный проект по строительству энергоблока № 4 на базе парогазовой установки (ПГУ) 800 МВт с вводом в эксплуатацию в 2010 году), на Яйвинской ГРЭС (начинает реализовываться проект по возведению нового энергоблока мощностью 400 мегаватт с планами запустить его в эксплуатацию в 2010 году) и других. Сейчас и промышленные предприятия начинают вырабатывать собственную электроэнергию.
В чем суть? Между тем строительство новых мощностей генерирующими компаниями за счет привлеченных инвестиций не единственный способ развития энергетической базы региона. Уже сейчас сами потребители, прежде всего крупные промышленные предприятия края, возводят собственное генерирующее оборудование.
Вместе с ростом тарифов одно из традиционных конкурентных преимуществ отечественной индустрии — относительно низкие цены на энергию — постепенно уходит в прошлое. Экономика страны быстро интегрируется в мировой рынок, что делает невозможным поддержание в течение длительного времени значительной разницы цен на энергию между внутренним и внешним рынками, уверены эксперты «bc». В то же время без накопления инвестиционного потенциала в энергетике эта разница очень скоро превратится в фактор, сдерживающий развитие национального хозяйства.
Несмотря на заявления властей о том, что в ближайшие три года энерготарифы будут расти ниже уровня инфляции, у большинства специалистов нет сомнений в том, что цена на энергию вырастет значительно быстрее. По их мнению, как тепло, так и электроэнергия в ближайшие годы могут подорожать в два-три раза. Таким образом, повышение энергоэффективности становится одной из важнейших задач как для промышленности, так и для системы ЖКХ, особенно если учесть, что в ряде отраслей доля энергозатрат составляет от 15 до 40 % от себестоимости продукции (без учета стоимости сырья и материалов), а в отдельных случаях достигает 75 %.
О том, что проблема энергоэффективности производства осознается большинством руководителей промышленных и коммунальных предприятий, свидетельствует рост числа проектов в малой энергетике. Как говорят представители инжиниринговых фирм, занимающихся реализацией таких проектов «под ключ», сейчас заказов столько, что порой они не справляются с их обработкой.
С точки зрения заместителя генерального директора ОАО «Пермская энергосбытовая компания» Александра Шелеманова, это вызвано тем, что многие крупные предприятия стремятся самостоятельно вырабатывать энергию в часы-максимум, поскольку в это время электроэнергия будет наиболее дорогая. «Тем самым потребители ограждают себя от рисков повышения цен в определенные часы, снижают затраты», — говорит Александр Шелеманов.
С коллегой солидарен и начальник PR-отдела ЗАО «Искра-Энергетика» Евгений Смердов: «Электричество дешевле не становится, что принуждает крупные предприятия искать альтернативные источники энергии».
Как утверждает главный энергетик ОАО «Сильвинит» (предприятие строит собственную энергетическую установку мощностью 12 МВт) Владимир Ваулин, сегодня, «построив свою генерацию, предприятие пытается уйти от перекрестного субсидирования и платит только за то, чтобы обеспечить работу этой станции. При этом оно получает существенную экономию по оплате расходов на электроэнергию». Также специалист подчеркнул важность энергетической безопасности производства, на котором уже были случаи отключений из-за аварийных ситуаций во внешней энергосистеме.
Сегодня в России достаточно технологических разработок и оборудования для строительства малых ТЭС и ТЭЦ, считают эксперты «bc». Среди них есть и дизель-генераторные установки малой и средней мощности, но одним из оптимальных вариантов для котельных являются паровые турбины малой и средней мощности. Часто в таких турбинах давление пара на выходе выше, чем требуется для нужд производства или коммунальной сферы. Его избыток «гасит» специальное редукторное (дроссельное) устройство. При этом на каждой тонне пара теряется от 40 до 50 кВт энергии. Установка турбины на перепаде давлений позволяет получать электроэнергию почти даром, причем оптимальным топливом продолжает оставаться газ.
«Только на фактор цены за тонну условного топлива ориентироваться некорректно, — поясняет Владимир Ваулин. — Нефтяные компании работают в условиях рыночного цено-образования, следовательно, цены на бензин и мазут растут вместе с мировыми, а рынок газа в России пока находится в сфере государственного тарифного регулирования».
Турбины мощностью от 400 кВт до 65 МВт изготавливаются на Калужском турбинном заводе, входящем в концерн «Силовые машины», на «Пролетарском заводе», «Кировском заводе», предприятиях «Энергомашкорпорации» и ряде других. Стоимость 1 кВт, включая затраты на монтаж и наладочные работы, в зависимости от мощности турбины составляет от 250 до 600 долларов.
Возможности и перспективы. Собственная ТЭЦ ОАО «Сильвинит» будет обеспечивать Соликамское калийное рудоуправление № 1 в расчете 100 % подачи тепла и 60 % подачи электричества. Общая стоимость работ, включая монтаж и пусконаладочные работы, составляет 600 млн рублей, предполагаемый срок окупаемости — 4–5 лет.
«Сроки окупаемости энергоустановки зависят от многих факторов: ее модели, мощности, стоимости и объемов потребляемого газа, — говорит Евгений Смердов. — Все эти факторы определяют срок окупаемости установки, который в среднем колеблется от 2 до 7 лет».
По словам эксперта, большим плюсом является эксплуатация генерирующих установок в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. «Для нефтяников решается еще одна серьезная проблема — оплата штрафов по экологической безопасности, — говорит Евгений Смердов. — По существующим экологическим нормам необходимо пускать в переработку не менее 95 % попутного газа». В то же время в факелах сейчас сжигают много больше 5 %, что чревато большими штрафными санкциями.
Работа подобных генерирующих установок очень специфична, требует хорошей подготовки газа, для «нормального» сжигания в камере сгорания двигателя. Кроме этого, современные электростанции хорошо интегрированы с электрическими сетями, что позволяет заказчику работать как на собственного потребителя, так и «сбрасывать» или «забирать» электроэнергию из сети без остановки объектов электроснабжения. Интересны и экономические показатели эффективности, которые позволяют снизить себестоимость нефтедобычи. По расчетам специалистов себестоимость произведенной электроэнергии в два раза ниже покупной ее цены в Уральском регионе. И конечно, хорошие экологические показатели по выбросу вредных веществ улучшают состояние окружающей среды в районах нефтедобычи (если речь идет о нефтяных промыслах) и позволяют минимизировать штрафные нагрузки, которые неизбежны при сжигании газа в факелах.
Подсчитан экономический эффект от реализации предложенной программы повышения энергетической эффективности деятельности и на «Сильвините». Он может составить почти 130 млн рублей в год при необходимом объеме инвестиций 83,6 млн рублей. При этом предполагается снижение годовых потерь электроэнергии в системах электро- и теплоснабжения в объеме 29 тыс. МВт*ч, снижение потерь тепловой энергии предполагается на уровне 245 тыс. Гкал в год.
Близкая по своим показателям энергоустановка используется и на другом калийном гиганте, «Уралкалии». По словам главного энергетика ОАО «Уралкалий» Юрия Карташева, технические и эксплуатационные характеристики газотурбинной установки фирмы Siemens «Циклон» (GTS 400) мощностью12,9 МВт наиболее соответствуют требованиям предприятия. Коэффициент полезного действия установки по электроэнергии составляет 34 %. Кроме того, вся вырабатываемая тепловая энергия используется при производстве хлористого калия.
Однако есть у малой энергетики и свои критики. «Специалисты на предприятиях часто забывают о многих факторах: о том, что надо платить за резервирование мощностей (организация может не платить, но тогда в критической ситуации она будет не подключена к единой сети), — напоминает заместитель председателя краевого правительства Алексей Санников. — Каждое предприятие дает свою оценку рациональности внедрения подобного проекта, но в действительности все может быть чуть хуже, чем на бумаге».
По словам чиновника, одно из крупных пермских предприятий — обладатель подобной генерирующей установки столкнулось с определенными трудностями. Алексей Санников заметил: «Рассчитав показатели, энергетики и экономисты составили проект. Однако когда проект начали реализовывать, то выяснилось, что цена на оборудование, которое необходимо было приобрести, оказалось гораздо более высокой, нежели планировалось. И экономические результаты оказались другими. Генерации электроэнергии в крае не хватает, развитие малой энергетики необходимо поддерживать, но все, кто строит, должны понимать, что они сталкиваются с новыми, иногда еще большими проблемами. Не все гладко и экономически красиво, еще задействована масса сторонних факторов».
Эксперты «bc» во многом согласны с вице-премьером, поддерживая его мысль о необходимости выверенного, взвешенного подхода с учетом всех плюсов и минусов собственной генерации. Однако в защиту позитивных сторон всегда вспоминают западный опыт. «В странах Европы и Северной Америки подобные производства уже существуют порядка 40 лет, и там ежегодно вводится в эксплуатацию в десять раз больше объектов малой энергетики, чем обычных электростанций, — говорит Евгений Смердов. — В России этой отрасли около 10 лет, и мы только в самом начале пути».
Бизнес класс
Мощные и качественные газовые тепловые электростанции (от 10 до 300 МВт) – 800-1000€ за 1 кВт «под ключ» - для получения коммерческого предложения заполняйте опросный лист.
Смотрите наши новые предложения!
Позвоните прямо сейчас!
В чем суть? Между тем строительство новых мощностей генерирующими компаниями за счет привлеченных инвестиций не единственный способ развития энергетической базы региона. Уже сейчас сами потребители, прежде всего крупные промышленные предприятия края, возводят собственное генерирующее оборудование.
Вместе с ростом тарифов одно из традиционных конкурентных преимуществ отечественной индустрии — относительно низкие цены на энергию — постепенно уходит в прошлое. Экономика страны быстро интегрируется в мировой рынок, что делает невозможным поддержание в течение длительного времени значительной разницы цен на энергию между внутренним и внешним рынками, уверены эксперты «bc». В то же время без накопления инвестиционного потенциала в энергетике эта разница очень скоро превратится в фактор, сдерживающий развитие национального хозяйства.
Несмотря на заявления властей о том, что в ближайшие три года энерготарифы будут расти ниже уровня инфляции, у большинства специалистов нет сомнений в том, что цена на энергию вырастет значительно быстрее. По их мнению, как тепло, так и электроэнергия в ближайшие годы могут подорожать в два-три раза. Таким образом, повышение энергоэффективности становится одной из важнейших задач как для промышленности, так и для системы ЖКХ, особенно если учесть, что в ряде отраслей доля энергозатрат составляет от 15 до 40 % от себестоимости продукции (без учета стоимости сырья и материалов), а в отдельных случаях достигает 75 %.
О том, что проблема энергоэффективности производства осознается большинством руководителей промышленных и коммунальных предприятий, свидетельствует рост числа проектов в малой энергетике. Как говорят представители инжиниринговых фирм, занимающихся реализацией таких проектов «под ключ», сейчас заказов столько, что порой они не справляются с их обработкой.
С точки зрения заместителя генерального директора ОАО «Пермская энергосбытовая компания» Александра Шелеманова, это вызвано тем, что многие крупные предприятия стремятся самостоятельно вырабатывать энергию в часы-максимум, поскольку в это время электроэнергия будет наиболее дорогая. «Тем самым потребители ограждают себя от рисков повышения цен в определенные часы, снижают затраты», — говорит Александр Шелеманов.
С коллегой солидарен и начальник PR-отдела ЗАО «Искра-Энергетика» Евгений Смердов: «Электричество дешевле не становится, что принуждает крупные предприятия искать альтернативные источники энергии».
Как утверждает главный энергетик ОАО «Сильвинит» (предприятие строит собственную энергетическую установку мощностью 12 МВт) Владимир Ваулин, сегодня, «построив свою генерацию, предприятие пытается уйти от перекрестного субсидирования и платит только за то, чтобы обеспечить работу этой станции. При этом оно получает существенную экономию по оплате расходов на электроэнергию». Также специалист подчеркнул важность энергетической безопасности производства, на котором уже были случаи отключений из-за аварийных ситуаций во внешней энергосистеме.
Сегодня в России достаточно технологических разработок и оборудования для строительства малых ТЭС и ТЭЦ, считают эксперты «bc». Среди них есть и дизель-генераторные установки малой и средней мощности, но одним из оптимальных вариантов для котельных являются паровые турбины малой и средней мощности. Часто в таких турбинах давление пара на выходе выше, чем требуется для нужд производства или коммунальной сферы. Его избыток «гасит» специальное редукторное (дроссельное) устройство. При этом на каждой тонне пара теряется от 40 до 50 кВт энергии. Установка турбины на перепаде давлений позволяет получать электроэнергию почти даром, причем оптимальным топливом продолжает оставаться газ.
«Только на фактор цены за тонну условного топлива ориентироваться некорректно, — поясняет Владимир Ваулин. — Нефтяные компании работают в условиях рыночного цено-образования, следовательно, цены на бензин и мазут растут вместе с мировыми, а рынок газа в России пока находится в сфере государственного тарифного регулирования».
Турбины мощностью от 400 кВт до 65 МВт изготавливаются на Калужском турбинном заводе, входящем в концерн «Силовые машины», на «Пролетарском заводе», «Кировском заводе», предприятиях «Энергомашкорпорации» и ряде других. Стоимость 1 кВт, включая затраты на монтаж и наладочные работы, в зависимости от мощности турбины составляет от 250 до 600 долларов.
Возможности и перспективы. Собственная ТЭЦ ОАО «Сильвинит» будет обеспечивать Соликамское калийное рудоуправление № 1 в расчете 100 % подачи тепла и 60 % подачи электричества. Общая стоимость работ, включая монтаж и пусконаладочные работы, составляет 600 млн рублей, предполагаемый срок окупаемости — 4–5 лет.
«Сроки окупаемости энергоустановки зависят от многих факторов: ее модели, мощности, стоимости и объемов потребляемого газа, — говорит Евгений Смердов. — Все эти факторы определяют срок окупаемости установки, который в среднем колеблется от 2 до 7 лет».
По словам эксперта, большим плюсом является эксплуатация генерирующих установок в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. «Для нефтяников решается еще одна серьезная проблема — оплата штрафов по экологической безопасности, — говорит Евгений Смердов. — По существующим экологическим нормам необходимо пускать в переработку не менее 95 % попутного газа». В то же время в факелах сейчас сжигают много больше 5 %, что чревато большими штрафными санкциями.
Работа подобных генерирующих установок очень специфична, требует хорошей подготовки газа, для «нормального» сжигания в камере сгорания двигателя. Кроме этого, современные электростанции хорошо интегрированы с электрическими сетями, что позволяет заказчику работать как на собственного потребителя, так и «сбрасывать» или «забирать» электроэнергию из сети без остановки объектов электроснабжения. Интересны и экономические показатели эффективности, которые позволяют снизить себестоимость нефтедобычи. По расчетам специалистов себестоимость произведенной электроэнергии в два раза ниже покупной ее цены в Уральском регионе. И конечно, хорошие экологические показатели по выбросу вредных веществ улучшают состояние окружающей среды в районах нефтедобычи (если речь идет о нефтяных промыслах) и позволяют минимизировать штрафные нагрузки, которые неизбежны при сжигании газа в факелах.
Подсчитан экономический эффект от реализации предложенной программы повышения энергетической эффективности деятельности и на «Сильвините». Он может составить почти 130 млн рублей в год при необходимом объеме инвестиций 83,6 млн рублей. При этом предполагается снижение годовых потерь электроэнергии в системах электро- и теплоснабжения в объеме 29 тыс. МВт*ч, снижение потерь тепловой энергии предполагается на уровне 245 тыс. Гкал в год.
Близкая по своим показателям энергоустановка используется и на другом калийном гиганте, «Уралкалии». По словам главного энергетика ОАО «Уралкалий» Юрия Карташева, технические и эксплуатационные характеристики газотурбинной установки фирмы Siemens «Циклон» (GTS 400) мощностью12,9 МВт наиболее соответствуют требованиям предприятия. Коэффициент полезного действия установки по электроэнергии составляет 34 %. Кроме того, вся вырабатываемая тепловая энергия используется при производстве хлористого калия.
Однако есть у малой энергетики и свои критики. «Специалисты на предприятиях часто забывают о многих факторах: о том, что надо платить за резервирование мощностей (организация может не платить, но тогда в критической ситуации она будет не подключена к единой сети), — напоминает заместитель председателя краевого правительства Алексей Санников. — Каждое предприятие дает свою оценку рациональности внедрения подобного проекта, но в действительности все может быть чуть хуже, чем на бумаге».
По словам чиновника, одно из крупных пермских предприятий — обладатель подобной генерирующей установки столкнулось с определенными трудностями. Алексей Санников заметил: «Рассчитав показатели, энергетики и экономисты составили проект. Однако когда проект начали реализовывать, то выяснилось, что цена на оборудование, которое необходимо было приобрести, оказалось гораздо более высокой, нежели планировалось. И экономические результаты оказались другими. Генерации электроэнергии в крае не хватает, развитие малой энергетики необходимо поддерживать, но все, кто строит, должны понимать, что они сталкиваются с новыми, иногда еще большими проблемами. Не все гладко и экономически красиво, еще задействована масса сторонних факторов».
Эксперты «bc» во многом согласны с вице-премьером, поддерживая его мысль о необходимости выверенного, взвешенного подхода с учетом всех плюсов и минусов собственной генерации. Однако в защиту позитивных сторон всегда вспоминают западный опыт. «В странах Европы и Северной Америки подобные производства уже существуют порядка 40 лет, и там ежегодно вводится в эксплуатацию в десять раз больше объектов малой энергетики, чем обычных электростанций, — говорит Евгений Смердов. — В России этой отрасли около 10 лет, и мы только в самом начале пути».
Бизнес класс
Коммерческое предложение - автономные электростанции:
ГТУ-газотурбинные установки OPRA, микротурбинные электростанции Capstone — микротурбины Ingersoll Rand — компетентную информацию о приобретении, проектировании и монтаже электростанций "под ключ" вы можете получить у Валерия Прокоповича Многоканальный телефон: +7 (495) 649-81-79. Мощные и качественные газовые тепловые электростанции (от 10 до 300 МВт) – 800-1000€ за 1 кВт «под ключ» - для получения коммерческого предложения заполняйте опросный лист.
Смотрите наши новые предложения!
Комментариев нет:
Отправить комментарий