Тьма власти или сила тьмы
Михаил Фрадков окончательно закрепил обязанности за своими четырьмя заместителями. Сложнее всего придется энергетике - помимо профильного министра Виктора Христенко координировать работу ведомств, связанных с электроэнергетикой, будут три вице-премьера, при этом комиссию по топливно-энергетическому комплексу возглавит сам Михаил Фрадков.
В соответствии с опубликованным распределением обязанностей между вице-премьерами вопросы атомной энергетики курирует Сергей Иванов. Генерация АЭС должна компенсировать нехватку энергомощностей в "проблемных регионах", например на юге России. Но заниматься регулированием тарифов, чтобы добиться большей инвестиционной привлекательности атомной отрасли, Сергей Иванов не сможет - это отнесено к компетенции Александра Жукова. Он же будет координировать работу по инвестиционной политике в энергосфере.
За Дмитрием Медведевым закреплен другой, не менее важный блок - нацпроекты, вопросы недропользования, газификация. Учитывая, насколько важно потребление газа для электроэнергетики, становится очевидным: проводить реформы самостоятельно не смогут ни Медведев, ни Иванов, ни Жуков. Слишком в сложный клубок сплелись сферы их интересов и ответственности.
Усложненная схема управления энергетикой ставит под вопрос сроки прохождения следующего этапа реформы РАО ЕЭС. К 1 июля 2008 года монополия должна прекратить свое существование, а для этого нужно огромное количество постановлений правительства и перераспределение акций. Трем вице-премьерам будет сложно найти компромисс в сжатые сроки.
Ремонт в управленческой структуре правительства не завершен. Если один вице-премьер занимается устанавливанием тарифов на электричество, а определяет объем газа, который будет подаваться на электростанции, другой вице-премьер, при этом альтернативным источником электричества - атомными электростанциями заведует третий, то ни о каких слаженных действиях в дальнейшем движении к последней либеральной реформе в России не может быть и речи.
Виктор Христенко, назначенный главным по энергореформе, попросту не сможет согласовать даже незначительный документ со всеми вышестоящими инстанциями. Раньше это делалось проще: работала прямая связка Фрадков - Христенко. Михаил Фрадков, кстати, сохранил за собой руководство в комиссии по ТЭКу, но теперь для рассмотрения вопросов на этой комиссии чиновникам придется пройти как минимум три круга адских согласований.
Впрочем, в РАО ЕЭС пока не видят оснований для беспокойства.
"Основные решения по развитию отрасли принимаются два раза в год на заседании правительства, где присутствуют все, а все решения мы согласовываем со всеми профильными ведомствами. Сейчас мы завершили формирование единой инвестпрограммы с "Росэнергоатомом". Впереди - принятие окончательного решения по реорганизации РАО", - сказала "Газете" глава департамента по связям со СМИ энергохолдинга Марита Нагога.
Фрадков понимает, что такая управленческая структура загубит все реформы. Он неоднократно предлагал президенту провести более тщательное реформирование правительства с тем, чтобы разделить Минпромэнерго на две составляющие. По его логике у Виктора Христенко как руководителя Минпромэнерго будут развязаны руки для работы в сфере ТЭКа. К тому же освобожденный от диверсификации промышленности Христенко смог бы теснее работать с Фрадковым в рамках профильной комиссии, а не пытаться объять необъятное, бегая по Белому дому от одного вице-премьерского кабинета к другому.
Впрочем, энергетикой пробелы в распределении обязанностей между вице-премьерами не ограничиваются.
В пакете предложений по улучшению структуры правительства, которую Фрадков в феврале представил Владимиру Путину, говорится и о расчленении Минэкономразвития. Замысел был реализован, но частично. Как того и хотел премьер-министр, в правительстве появился вице-премьер, отвечающий за развитие внешних торговых отношений. Однако агентство внешнеэкономических связей, подчиненное правительству, из состава МЭРТа выделено не было. При этом Нарышкину придется работать в тесной связке с Сергеем Ивановым. Задачи у них похожие: один диверсифицирует промышленность, другой должен обеспечить изменение структуры экспорта в пользу продукции обрабатывающей промышленности.
Вероятно, в течение этого года для того, чтобы избежать эффекта лебедя, рака и щуки, в кабинете министров потребуются новые перестановки.
Постоянный адрес статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий